Судебная защита лиц, потерпевших от преступных действий IT-технологий
Уровень киберпреступности, несмотря на принимаемые органами прокуратуры и правоохранительными органами меры, остается стабильно высоким: в текущем 2025 году зарегистрировано более 4 565 тыс. хищений, совершенных с использованием IT-технологий. При этом раскрыто из них менее трети. Практически половину таких преступлений составляют мошенничества с использованием средств мобильной связи либо сети «Интернет». Люди продолжают доверять предложениям об обогащении путем инвестирования.
Мониторинг правоприменительной практики показывает, что кредитные договоры от имени потерпевших заключаются как дистанционным способом в отсутствие волеизъявления лица с использованием простой электронной подписи, созданной от имени заемщика на основании персональных данных и переданных преступникам под психологическим воздействием кодов из смс-сообщений, так и с личным присутствием потерпевших, когда последние по указанию преступников под воздействием обмана оформляют кредиты и займы под залог недвижимости или продают свое жилье, а полученные денежные средства переводят на указанные мошенниками счета.
Кредитный договор признается недействительным, если зачисление денежных средств на счет, открытый в банке на имя потерпевшего при заключении кредитного договора, и перечисление их в другой банк на счет иного лица были произведены банком одномоментно. В каждом случае необходимо устанавливать, каким образом сторонами согласовывались индивидуальные условия договора, кем было сформулировано условие о переводе денежных средств в другой банк, а также кем проставлялись в кредитном договоре отметки об ознакомлении потребителя с его условиями и о согласии с ним.
В случае совершения под воздействием мошенников юридически значимых действий (оформление кредита, продажа недвижимости) с личным участием гражданина, для подтверждения его порока воли необходимо проведение комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз.
Актуальной является практика исковой защиты граждан путем взыскания неосновательного обогащения с непосредственных владельцев счетов, на которые потерпевшие перечислили денежные средства.
В ходе рассмотрения указанных исков ответчики – номинальные владельцы счетов доказательства наличия законных оснований для приобретения денежных средств предоставить не могут, в связи с чем суды выносят решения в пользу потерпевших.
Доводы ответчиков о передаче данных о счете третьим лицам не рассматриваются как достаточное основание для отказа в удовлетворении иска, поскольку в этих случаях фактически подтверждается нарушение условий банковского обслуживания.
Судом не принимается во внимание, что расследование уголовных дел приостановлено и лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено. Таким образом, обозначенная судебная практика позволяет потерпевшим от преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий даже при неустановлении подлежащего привлечению к уголовной ответственности лица эффективно защищать свои права и возмещать причиненный ущерб.
Потерпевшие от IT-преступлений вправе обратиться в органы прокуратуры за защитой своих прав. Обращение в прокуратуру может быть подано в письменном, электронном виде либо на личном приеме.





































