Телефонное мошенничество
На сегодняшний день телефонное мошенничество стало одним из самых распространенных видов преступлений. Данная тема остается актуальной, и, как показывает практика, в зоне риска находятся все.
Так, например, 27.02.2021 гражданке Т. на ее телефон позвонил неизвестный мужчина, представился сотрудником банка и пояснил, что с ее кредитной карты была попытка несанкционированного снятия денежных средств, для предотвращения преступных посягательств неизвестное лицо – «сотрудник банка» дало указания гражданке найти близлежащий банкомат, снять денежные средства в размере 77 000 рублей и внести их на второй свой счет, что гражданка Т. и сделала, при этом «сотрудник банка» постоянно был с данной гражданкой на связи посредством телефона и давал указания. В результате преступных действий злоумышленников со счета гражданки перечислены денежные средства в размере 77 тыс. руб. за оплату некого товара. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Спецификой совершения преступлений данной категории является то, что преступные действия совершаются дистанционно в отношении граждан, находящихся в разных субъектах Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о значительном росте количества мошенничеств, совершаемых с использованием мобильных средств связи. Так, используемые при совершении мошенничеств счета и платёжные карты финансовых и кредитных организаций, а также sim-карты операторов связи оформляются в разных регионах Российской Федерации.
К наиболее распространённым способам совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий можно отнести следующие:
- Мошенники звонят гражданам, представляясь сотрудниками банков, называя их по фамилии, имени и отчеству, просят сообщить данные банковских карт (номер, CVC(CVV), PIN-коды и т.п.) для предотвращения якобы несанкционированного списания денежных средств либо оформления кредита. Используя эти сведения, получают удаленный доступ к личному кабинету клиента банка и переводят деньги без ведома собственника. При этом, преступники могут использовать программы подмены телефонных номеров, в связи с чем номер входящего звонка определяется у клиента как номер банка.
- Распространены и способы хищения с использованием таких популярных сервисов как «Юла», «Avito» и т.д. Вводя гражданина в заблуждение относительно своего намерения приобрести или продать товар, в ходе телефонных разговоров злоумышленники узнают реквизиты банковской карты потерпевшего, при помощи которых списывают денежные средства со счета. Зачастую предлагается перейти по ссылкам для перевода денежных средств, после чего «мнимый продавец» не предоставляет оплаченный товар и не выходит на связь.
- Массовые рассылки SMS-сообщений, например, содержания: «Ваша карта заблокирована. Для разблокировки необходимо позвонить по номеру…». Граждане, вместо того, чтобы сразу обратиться в свой банк для проверки данной информации, перезванивают по указанному в SMS-сообщении номеру и в ходе разговора передают мошенникам информацию о банковских реквизитах, после чего осуществляется незаконное списание денежных средств.
- Мошенники также взламывают аккаунты граждан в социальных сетях, электронную почту и от имени пользователя рассылают гражданам, сведения о которых имеются в контактах данного лица, просьбы о займе денежных средств. В результате деньги поступают на счет мошенника.
В связи вышеизложенным гражданам для предотвращения совершения мошеннических действий необходимо действовать по следующему алгоритму:
В случае получения звонка или сообщения о материальной помощи для знакомых или родственников, не принимать решение сразу, следует проверить достоверность полученной информации, связаться с указанными лицами.
Ни при каких обстоятельствах не сообщайте трехзначный код на оборотней стороне Ваших банковских карт, личные сведения, смс пароли и т.д.
Никогда не выполняйте действия с банкоматом «под диктовку» в ходе телефонного разговора, незамедлительно прервите разговор.
В случае если мошенники представляются сотрудниками банков, помните, что сотрудники банка никогда:
- не предлагают установить программы или приложения на мобильные телефоны удаленного доступа и разрешить им подключение к Вашему устройству для технической поддержки.
- перевести денежные средства на безопасный счет.
- включить переадресацию на телефоне, для совершения звонков от имени гражданина в банк.
В том случае если Вы стали жертвой мошенников, необходимо незамедлительно обратится в правоохранительные органы с заявлением о принятии мер по блокировке банковской карты.