Ответственность управляющих компаний перед собственниками помещений
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В случае ненадлежащего оказания услуг собственник помещения вправе предъявить управляющей организации претензию.
В некоторых случаях направление такой претензии является обязательным. Например, представители Роспотребнадзора вправе провести проверку по жалобе потребителя коммунальных услуг в том случае, если ранее он обратился с претензией в управляющую организацию, или к поставщику услуг, и на претензию не отреагировали (то есть либо не ответили, либо ответили, что услуги оказываются надлежащего качества).
Порядок обращения с претензией в управляющую компанию урегулирован Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РФ «О защите прав потребителей». По смыслу законодательства с претензией в управляющую организацию могут обращаться:
- собственник квартиры, как сторона договора управления многоквартирным домом (если управление МКД осуществляется ненадлежащим образом, нарушаются правила содержания общего имущества или неверно начисляется плата за услуги ЖКХ);
- лицо, которому по вине управляющей компании причинен физический, имущественный либо моральный вред;
- потребитель коммунальных услуг относительно их низкого качества.
Управляющая компания должна дать ответ на претензию в следующие сроки и по каждому вопросу:
- 3 рабочих дня на претензию о низком качестве коммунальных услуг;
- 3 рабочих дня по запросу о предоставлении актов о причинении ущерба жизни, здоровью или имуществу жильца дома либо об итогах проверки качества коммунальных услуг;
- 10 рабочих дней на требование о перерасчете платы за жилищно-коммунальную услугу (ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
- до 30 суток на обращения граждан, не проживающих в обслуживаемом доме, при наличии уважительных причин срок может быть продлен еще на 30 суток (п. 37 Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416