Один из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации - это комплексное использование организационных, информационных, экономических, правовых, специальных и иных мер
Принципы - это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений.
Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является комплексное использование организационных, информационных, экономических, правовых, специальных и иных мер, а также приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Одним из способов противодействия коррупции на предприятиях является предотвращение совершение сделок с аффилированными лицами, которыми в соответствии с положениями статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
На основании пунктов 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие обязано хранить списки аффилированных лиц унитарного предприятия по месту нахождения его руководителя или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте.
Обязанность федерального государственного унитарного предприятия хранить списки аффилированных лиц подразумевает обязанность предприятия вести такие списки.
Согласно части 2 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании статьи 21 Федерального закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы.
Таким образом, лицом, ответственным за соблюдение действующего законодательства в деятельности государственного или муниципального предприятия, является его руководитель. Правовая возможность исполнения установленных законом норм и правил определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения требований действующего законодательства, то есть наличия обстоятельств, не зависящих от воли лица.
В случае отсутствия указанных обстоятельств, предусмотрена административная ответственность.
Старший помощник прокурора г. Ревды
младший советник юстиции Барахоев А.Ю.