Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет
С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 N 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым вводится новый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Законом конкретизированы органы, полномочные осуществлять государственный контроль (надзор) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, к которым отнесены органы исполнительной власти как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации. Закрепляется возможность возложения контрольных полномочий на государственные органы не только федеральными законами, но и законами субъектов РФ.
Кроме того, законом расширен и уточнен предмет контроля (надзора). При этом компетенция контролирующих органов теперь ограничена положением о том, что органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и их должностных лиц осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры, которые согласуют ежегодные планы проведения проверок. При этом установлено, что проверки являются совместными и проводятся не чаще одного раза в два года.
Установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок:
- решение руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемое на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;
- поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
- требование Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Введено положение об обязательном опубликовании информации о результатах проверок деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля.
Кроме того, поправками определяется порядок направления органами государственного контроля (надзора) запросов о предоставлении информации, минимальный срок ее предоставления, который составляет 10 дней и может быть сокращен только в исключительных случаях, установленных данным Федеральным законом, а также основания непредставления органами местного самоуправления запрашиваемой информации, к ним отнесены случаи предоставления информации ранее или ее размещения на официальном сайте органов местного самоуправления.
Стоит отметить, что данные нововведения относительно порядка осуществления государственного контроля (надзора) распространяются исключительно на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора руководствуются требованиями Федерального закона «О прокуратуре РФ», которым, согласно ст. 129 Конституции РФ, определены полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Н.А. Бузунова,
помощник
Свердловского межрайонного
природоохранного прокурора