Ответственность за нарушения миграционного законодательства

Проблема развития, укрепления и ускорения темпов роста незаконной миграции в современном обществе приобретает всё большую актуальность. Наиболее очевидные вредные последствия незаконной миграции проявляются в увеличении числа неучтенных лиц, проживающих на определенной территории, что сказывается на таких сферах жизни как жилищно-коммунальное хозяйство, общественный порядок и общественная безопасность. Незаконная миграция приводит в том числе к нарушению прав самих мигрантов, зачастую проживающих в и трудящихся в антисанитарных условиях, создающих угрозу безопасности человека.

Законодательство Российской Федерации ориентировано на усиление противодействия незаконной миграции в страну, нормативно предусмотрена различная ответственность в данной области общественных отношений.

Уголовным кодексом установлена ответственность по ст.322.1 УК РФ, предусматривающая уголовное наказание за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Данное преступление относится к категории преступлений средней тяжести, законом предусмотрена уголовная ответственность от штрафа в сумме до 300 000 руб. до лишения свободы сроком до 5 лет.

Квалифицированные составы части 2 указанной статьи (совершение преступления организованной группой либо в целях совершения преступлений на территории РФ) относятся к категории тяжких преступлений, предусматривают ответственность в виде лишения свободы до 7 лет. Данная статья Уголовного кодекса РФ активно применяется правоохранительными органами, судами Российской Федерации выносятся обвинительные приговоры за совершение подобных преступлений.

Наряду с уголовной ответственностью Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение миграционного законодательства. В частности, КоАП РФ содержит главу 18, содержащую статьи об административных правонарушениях в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Согласно примечания к ст.18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. То есть, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение миграционного законодательства, отвечают наравне с юридическими лицами, для которых установлена административная ответственность в виде штрафа, на порядок превышающая ответственность должностных и физических лиц. Подобное правило указывает на заинтересованность законодателя в жестком реагировании на недобросовестность субъектов предпринимательства, использующих в той или иной мере труд иностранцев или лиц без гражданства, либо в ином порядке взаимодействующих с ними с нарушением закона.

Требования к деятельности лиц, связанных с привлечением к труду иностранной рабочей силы подробно и развернуто указаны в положениях Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ. В частности, в соответствии с ч.1-4 ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.

Таким образом, привлечение к труду на территории РФ в любой форме иностранной рабочей силы должно иметь место только при наличии у иностранного гражданина разрешения на работу либо специального патента, в случае, если иностранец или лицо без гражданства планирует работать на физическое лицо. Разумеется, должны быть соблюдены требования к законности нахождения иностранного работника на территории РФ (не истек срок временного пребывания, визы, осуществление им трудовой деятельности соответствует заявленной цели въезда в РФ).

В целом, работодателям следует помнить положение ст.11 Трудового кодекса РФ о том, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иными словами, в случае нарушения трудовых прав иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства) наряду с нарушением миграционного законодательства, лица, допустившие неправомерные действия или бездействие, будут привлечены к ответственности в связи с неисполнением трудового законодательства.

Вопросу получения иностранцем или апатридом патента посвящена ст.13.3 Федерального закона №115-ФЗ. В частности, в соответствии с ч.2 указанной статьи для получения патента законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного в настоящем подпункте документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - документ об уплате налога), за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента;

5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

При первичном обращении за выдачей патента документы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, не представляются.

При этом следует помнить, что патент дает право работать лишь у физического лица, к которым не относятся индивидуальные предприниматели. При заключении трудового договора с индивидуальным предпринимателем либо с юридическим лицом, иностранец или апатрид должен иметь разрешение на работу.

Нормативное упорядочение трудовых, административных, социальных и иных правоотношений с иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет своей целью прежде всего укрепление внутригосударственного порядка, избежание какой-либо межнациональной напряженности и конфликтов, в связи с чем нарушение норм права, регламентирующих данный порядок, является недопустимым.

proiti opros

stop-koronavirus 237668658 orig

NKO image9270697364 

gaz15022022

 sirena

 da51bb964eed2b982da600f1888fffe8

 

obshestvennie obsuzhdeniya

51350b7374b868703da3ccb35664477a

 Tko04022019

 Radar web 720x240

 

bespl yur pom1

 

bespl yur pom2

 

bespl yur pom3

 

images26012018

  24072019123456

68f4ab6ee43f999ba65430f14363a79f

OP GO REVDA 

busgov

5d49e6c0e120f6199a41bf7cf0956219

311032020213131

 15715611042018

 311020181212111

bd 10 2013

 antiterror24082017

 ORV2

  II

fond PP GORevda

usl soc sfera

TRUDVSEM RU

 grey zp

ГОСУСЛУГИ

 vich07112017

  12205082016

stop kor18112021

russkoe voenno istoricheskoe obshchestvo jpg ejw 1280

0108201812221211 

msp-logo-jpg

logo24042018

 PSO

torgi

zakupkigov

 internet-portal pravovoy informatsii

 143yhjgfhjhjkghhv

logo

27032025792f26bcece936b32cb7a43d

myTarget 480x270

nadv2017

banner svet2017

LOGO RUSREGION1

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Сентябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30