ПРАВА РЕБЁНКА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО НАРУШАЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ
Нарушение права ребёнка на жильё
Право ребёнка на жилье в Конвенции о правах ребёнка неразрывно связано с правом каждого ребёнка на достойный уровень жизни (статья 27 Конвенции). Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (пункт 3 статьи 27 Конвенции).
Национальное законодательство также защищает право ребёнка на жильё: нормы семейного, гражданского и жилищного права. При этом, по общему правилу, презюмируется добросовестность родителей и действие их в интересах детей. В большинстве случаев родители действительно не нарушают права детей на жильё. Однако имеются случаи, связанные, как правило, с раздельным проживанием одного из родителей с ребёнком, когда права ребёнка нарушаются. Некоторые родители пытаются любыми способами либо снять ребёнка с регистрационного учета по месту жительства, либо продать жильё, в котором зарегистрирован несовершеннолетний, либо препятствовать проживанию ребёнка в жилом помещении иными способами.
Достаточно часто возникают сложности и разногласия по вопросам выселения бывших супругов из жилого помещения, находящегося в собственности другого супруга. Особенно болезненно этот вопрос встаёт, если общие дети остаются с тем родителем, которые не имеют жилья. Норма части 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ позволяет собственнику при разводе выселять бывших членов семьи.
До 2007 года судебная практика часто шла по пути выселения несовершеннолетних детей вместе с их родителями. В 2007 году Президиум Верховного суда дал разъяснение о том, что дети не могут быть бывшими членами семьи (для того, чтобы дети стали бывшими членами семьи, необходимо лишить родителей родительских прав), право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребёнком и после расторжения брака (Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2007 года, ответ на вопрос 4). Таким образом, вопрос с жильём ребёнка после развода родителей решён, однако проблемы остались.
Пожалуй, один из самых сложных вопросов, связанных с нарушением прав ребёнка после расторжения брака, является вопрос продажи или иного отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние. Необходимо отметить, что нарушение прав ребёнка не связано напрямую с прекращением родителями семейных отношений, однако в этой ситуации он наиболее обостряется. При совместном воспитании ребёнка родители, как правило, могут договориться между собой. При раздельном проживании желание противоречия бывшему супругу порой приводит к тому, что родители, проживающие отдельно от ребёнка, стремятся осуществить сделки с имуществом без участия несовершеннолетнего, что приводит к незаконной продаже жилья и к нарушению прав ребёнка.
Конституционный принцип защиты детства (статья 39 Конституции Российской Федерации) предполагает, что в силу особенностей развития ребёнка и неспособности его в полной мере осуществлять защиту своих прав, дети находятся под защитой государства. В то же время забота о детях и их воспитание возлагается на родителей (пункт 2 статьи 39 Конституции РФ). В настоящее время вопрос соблюдения жилищных прав ребёнка является очень актуальным, важно сохранить за ребёнком конституционное право на жильё в любой ситуации, при совершении любых сделок с жильём.
В соответствии с пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, «отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства». Таким образом, государство контролировало только те сделки с жильём, когда в отчуждаемом помещении проживали дети, оставшиеся без родительского попечения, при этом органу опеки и попечительства должно быть об этом известно. Следуя буквальному толкованию указанной нормы, права детей, находящихся под попечением родителей, государством не охранялись.
Сейчас этот пробел в законодательстве устранён. Конституционный суд Российской Федерации признал пункт 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 38 (часть 2), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) в части, не позволяющей защищать права несовершенно¬летнего, проживающего в жилом помещении, в случае отчуждения этого помещения, если он формально не отнесён к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся без родительского попечения (по данным органа опеки и попечительства), но фактически лишён опеки либо считается находящимся на попечении родителей, при том, что такая сделка - вопреки установленным законом обязанностям родителей - нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего (Постановление Конституционного суда РФ от 8 июня 2010 года № 13-П по делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой).
Выводы Конституционного суда РФ являются общеобязательными и исключают любое иное толкование в правоприменительной практике.
Это означает, что теперь права и законные интересы детей при совершении сделок с недвижимым имуществом, в котором они проживают, защищаются законом. Отчуждение такого имущества может быть осуществлено только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом сделки, совершенные ранее, можно признать несоответствующими законодательству, то есть недействительными.
Как правило, нарушение права ребенка на жилье происходит по вине родителей, в тех случаях. Когда родители:
- не позаботились о будущем ребенка в период совместного проживания;
- приватизируют квартиру без участия ребенка;
- совершают сделки с недвижимостью без учета того, что в жилом помещении проживает несовершеннолетний;
- препятствуют ребенку пользоваться закрепленным за ним жилым помещением;
- снимаются с регистрационного учета вместе с ребенком и выписываются «в никуда»;
- подвергаю неоправданному риску свое имущество, не учитывая интересы ребенка.
Семьи, в которых дети не имеют необходимого нормального роста и развития, предоставлены сами себе или подвержены насилию со стороны родителей (иных лиц) не должны оставаться без внимания органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. оказать посильную помощь в выявлении таких семей может каждый неравнодушный гражданин. О ставших известными фактах нарушения прав детей следует сообщать участковому уполномоченному полиции или в отделение полиции либо проинформировать местную администрацию о том, что есть дети, нуждающиеся в защите и помощи государства. При наличии фактов о непринятии необходимых мер указанными органами, граждане вправе обращаться в органы прокуратуры как письменно, так и через Интернет-приемную.