Отдел по градостроительству и архитектуре Ревды информирует
02.11.2020 03:33
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (зарегистрировано Минюстом России 25.01.2008 № 10995), действуют в части, не противоречащей Правилам (письмо Роспотребнадзора № 01/6290-2018-32 от 18.05.2018).
Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека , в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно- эпидемиологические требования. Таким образом, установить, формируется ли за контурами объектов химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, можно только посредством разработки проекта санитарно-защитной зоны. Если по результатам проведенных расчетов рассеивания приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферу и оценки воздействия предприятия по фактору шумового воздействия будет установлено, что от источников воздействия объекта за его контуром (который принят по границе земельного участка) не формируются уровни химического и физического воздействия, превышающие санитарно- эпидемиологические требования (изолинии 1 ПДК и ПДУ не выходят за контуры объекта) в санитарно-эпидемиологическом заключении делается вывод о том, что установление СЗЗ для данного объекта не требуется.
На основании вышеизложенного, для хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих предприятия, объекты и производства, указанные в санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, необходимо наличие проекта санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов требованиям санитарных норм и правил.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно- защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а)проект санитарно-защитной зоны;
б)экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит:
а)сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б)сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в)обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны
в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в том числе
с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух
и оценки риска для здоровья человека;
г)перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии
с пунктом 5 настоящих Правил;
д)обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе
с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Также, в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
В соответствии с п. 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 13 ст. 26 данного Федерального закона с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться
в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, установившие санитарно-защитные зоны по ранее действующему законодательству, т.е. получившие Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитных зон объектов, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проекте окончательной санитарно-защитной зоны, санитарным правилам, не обращаются в адрес органов Роспотребнадзора за получением Решения об установлении санитарно-защитной зоны для дальнейшего направления в Росреестр с целью внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Серьезной проблемой является проживание населения на территории санитарно-защитных зон (СЗЗ) промышленных предприятий.
Количество жителей на территории Свердловской области, проживающих в пределах СЗЗ, составляет:
-по состоянию на 31.12.2017 года - 355 445 человек;
-по состоянию на 31.12.2018 года-331 094 человек;
-по состоянию на 31.12.2019 года-317 759 человек.
За период с 2017 по 2019 г.г. за пределы СЗЗ выведено 45566 человек: 2017 г. - 8906 человек, 2018 г. - 23325 человек, 2019 г. - 13335 человек.
По результатам проведенных в 2019 году контрольно-надзорных мероприятий за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства в области охраны атмосферного воздуха территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Свердловской области вынесено 287 постановлений об административном правонарушении (в 2018 г. - 249, в 2017 г. - 229), 105 дел о привлечении к административной ответственности направлены в суды (в 2018 г. - 85, в 2017 г. - 116), 10 исков об обязательном выполнении требований санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, 1 из них удовлетворен. В 2018 году было подано 4 иска (все удовлетворены), в 2017 году 7 исков (все удовлетворены).
Таким образом, администрация городского округа Ревда рекомендует правообладателям объектов, в отношении которых требуется установление санитарно-защитная зона, принять во внимание вышеуказанную информацию в целях недопущения нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации.